Логотип Карта сайта Группа Вконтакте Добавить в избранное

История

» 2017 - XXV » 2011 - XX » 2005 - XV » 2000 - X » 1995 - V
» 2016 - XXIV » 2010 - XIX » 2004 - XIV » 1999 - IX » 1994 - IV
» 2015 - XXIII » 2009 - XVIII » 2003 - XIII » 1998 - VIII » 1993 - III
» 2013 - XXII » 2008 - XVII » 2002 - XII » 1997 - VII » 1992 - II
» 2012 - XXI » 2006 - XVI » 2001 - XI » 1996 - VI » 1991 - I

*красной стрелкой обозначены разделы, в которых информация полностью отсутствует

(помогите заполнить их и другие разделы!)

       Турнир юных физиков – это соревнование школьников старших классов в умении решать сложные физические задачи (научные проблемы), убедительно представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях – физбоях. 

       Турнир имеет долгую традицию. Первый Турнир был проведен в 1979 году в Москве в школе-интернате № 18 при МГУ (ныне СУНЦ МГУ) по инициативе преподавателя школы, сотрудника физического факультета МГУ Е.Н. Юносова, сформулировавшего концепцию Турнира юных физиков. Первый опыт оказался успешным, и при поддержке Физического факультета МГУ и журнала «Квант» Турнир быстро приобрел популярность среди школ Москвы. Огромную роль в развитии Турниров сыграли учителя ведущих московских школ Т.П. Корнеева, Е.Л. Сурков, В.В. Бронфман, Ю.П. Рыбкин и многие, многие другие. 

       На этом этапе удалось определить организационную форму и основные методические особенности нового явления, создать основу для дальнейшего развития турнирной формы работы ученых-физиков с интересующейся наукой молодежью. 

       Проявили большую заинтересованность в новой форме творческой работы со школьниками и оказали активное содействие проведению Московских турниров юных физиков ведущие ученые физического факультета МГУ: вице-президент АН СССР Е.П.Велихов и академик Г.Т.Зацепин в разные годы возглавляли Оргкомитет, а профессора В.Л.Бонч-Бруевич и С.М.Чудинов – жюри Турнира. 

       Интерес к Турнирам юных физиков скоро вышел за рамки Москвы и СССР, и в 1988 году при широкой поддержке ЦК ВЛКСМ, Госкомитета СССР по народному образованию и Физического факультета МГУ состоялся первый Всесоюзный и Международный ТЮФ, а на II Международном Турнире в 1989г. был сформирован Международный Организационный Комитет (Президент ТЮФ – академик АН СССР Г.Т. Зацепин, вице-президент – создатель ТЮФ Е.Н. Юносов). В состав ОК ТЮФ вошли представители СССР, Чехословакии – Зденек Клуибер, Англии – Стив Мартин, Польши – Анджей Надольный, Венгрии – Лайош Шкрапич, Голландии – Ганс Йорданс. 

       Турнир не похож ни на привычные школьникам олимпиады, ни на менее привычные им научные конференции, хотя сочетает в себе какие-то черты и того, и другого. Турнир необычен и привлекателен – во всем! 

       Все начинается с задач, которые часто и не похожи на задачи – это скорее вопросы, продиктованные самой жизнью и, как правило, сформулированные обычным бытовым языком. Чтобы на них ответить, необходимо понять, что это ЗАДАЧА. Может быть, ее решение лежит на поверхности, и достаточно вникнуть в содержание школьного курса, а может оказаться и так, что даже современная наука не знает точного ответа, и тогда необходимо провести целенаправленное творческое исследование. 

       Важной особенностью турнирных задач является их многоуровневость – такие задачи могут решать и школьники, и учителя, и серьезные ученые, и целые научные коллективы – при этом каждый на своем уровне может достичь достойных внимания результатов. 

       Конечно, такие задачи не решишь за день, да и за месяц это сделать не просто. Поэтому, во-первых, они даются на достаточно большой срок и, во-вторых (это чрезвычайно важно!) они решаются коллективно. Коллективность – вторая существенная особенность Турнира. Работа в коллективе позволяет максимально развить творческий потенциал каждого участника команды, провести сложные лабораторные исследования, привлечь на помощь всех, кто может реально помочь в решении турнирных проблем. 

       После завершения длительного и трудоемкого процесса решения задач турнир переходит в соревновательную фазу – командам предстоит встречаться в очных физбоях. 

       Защита правильности своего решения в открытой научной дискуссии – это третья важная особенность Турнира. 

       В проведении физбоя очень ярко выделен игровой соревновательный момент. Конкурсный, соревновательный элемент в представлении результатов своего труда чрезвычайно притягателен – и не только для молодежи. 300 лет назад великий математик Франсуа Виет стал победителем турнира математиков. Тогда, кстати, турнирам покровительствовали короли! 

       Своеобразное развитие турниры получили на Кубани. Здесь они проходят как турниры-конкурсы юных физиков-экологов под девизом:


Пойми живой язык природы, 
и скажешь ты: прекрасен мир!


       Непосредственные организаторы этих турниров-конкурсов доцент Кубанского университета, директор НОЦ “Цветные стекла” Б.Д. Суятин; главный эколог компании “Приазовнефть”, доктор биологических наук Б.Д.Елецкий; профессор юридического факультета Кубанского университета, заслуженный юрист Российской Федерации А.П.Чугаев; председатель общественной организации «Женщины в науке и образовании», профессор МГУ им. М.В.Ломоносова Г.Ю.Ризниченко; заслуженный работник здравоохранения Кубани, врач-фониатр Л.Г. Саливон; зав.кафедрой технологии и предпринимательства Кубанского университета, доцент Ю.Н.Синицын. 

      Организационную помощь оказывают ректор Кубанского университета М.Б.Астапов, проректор по научной работе и инновациям университета М.Г.Барышев. 

      Турниры ежегодно проводятся в различных районах края: первый семинар-турнир проходил в 1991 году в пионерском лагере “Дубрава” в Северском районе. В 1998 г.турнир был посвящен успешному завершению экспедиции “Кубанская кругосветка”, и проведен в станице Тамань. В 2000 году - на грязевом вулкане Шуго недалеко от станицы Варениковской. 

      Отдельные районы края проявляют большой интерес к нетрадиционным интеллектуальным соревнованиям. В 2001 году турнир был организован управлением образования Динского района, в 2002 – Каневского района, в 2003 – Апшеронского района. 

      В 2004–2006 годы турниры «Цветные стекла» были проведены в уникальном месте Краснодарского края – на плато Лаго-Наки в пансионате «Серебряный ключ» и «Пихтовый бор». В 2007–2009 годы турниры проходили на туристической базе в г. Хадыженске Апшеронского района, а в 2010 г.- в пансионате «Золотая рыбка» на берегу Черного моря в пос. Магри. 

      Более подробную информацию о турнирах-конкурсах «Цветные стекла» можно получить на страницах по годам (» 2010 - XIX, » 2009 - XVIII, » 2008 - XVII и т.д.)

 

Интеллектуальным турнирам школьников Кубани – 20 лет

 

Б.Д. Суятин

доцент Кубанского государственного университета,

академик Российской академии Педагогических и Социальных Наук,

действительный член Русского географического общества,

директор научно-просветительского центра “Цветные стекла” при КубГУ

 

    Современная практика обучения подрастающего поколения выдвигает повышенные требования к педагогическому процессу на основе сотворчества в виде обоюдной, равной, но не тождественной помощи друг другу учителя и ученика в процессе познания окружающего мира. Л.Н. Толстой находил, что дети более нравственны и талантливы, чем взрослые и, являясь “титанами поиска”, могут решать самые сложные задачи. Стремление к познанию проявляется в творческих работах учащихся на ежегодных интеллектуальных турнирах-конкурсах.

     Конкурсы обычно проводятся по теме «Моя малая Родина». Но год 2011 знаменательный - год полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Поэтому по согласованию с руководством космодрома «Байконур» в этом году планируется совместный конкурс творческих работ по теме «Байконур-Земля-Вселенная».

     Интеллектуальные турниры под названием «Цветные стекла» организуются в форме интеллектуальных соревнований команд учащихся в их умении решать проблемы и убедительно аргументировать свою позицию, в способности вести полемику и грамотно выступать на этих соревнованиях в качестве докладчиков, оппонентов и рецензентов [1-4]. В результате учащиеся проходят все этапы научно-исследовательской работы. Задачи турниров предельно просты в своих формулировках, но направляют внимание на сложнейшие явления природы. Организуются турниры-конкурсы научно-просветительским центром «Цветные стекла», который на протяжении многих лет успешно работает при Кубанском государственном университете, и Краснодарским отделом Русского географического общества. «Цветные стекла» – это яркая и содержательная программа – летняя сессия юных физиков - экологов совместно с учеными. Она построена таким образом, что наряду с интеллектуальными турнирами предусмотрены специальные занятия научного содержания: лекции, семинары, решение и разбор экспериментальных задач. Все это сочетается со «свободной программой»: экскурсиями, литературными, физическими, музыкальными вечерами, творческими встречами.

     «Цветные стекла» – название, взятое из произведения российского писателя, художника и поэта Ю. Нарумова-Гофмана, которым автор передает зрительное восприятие ребенка каким он видит окружающий мир во всем его многообразии и многоцветности» [5]. «Цветные стекла» – символизируют развитие интереса у подрастающего поколения к науке и культуре, приобщение к исследовательской работе, а также поддержку юных талантов. Турниры проходят в живом общении между участниками с целью – дать ответы на вопросы, предусмотренные заданием турнира, и защитить свою творческую работу по теме «Проблемы экологии в месте вашего проживания и пути их решения». Такие встречи объединяют учеников, учителей и родителей.

     Немало великих открытий было сделано благодаря тому, что человек начинал задумываться над, казалось бы, простыми вещами (тригонометрия возникла, например, в результате попыток решить задачи путем сопоставления сторон треугольника). Ну а кому, как не детям, свойственно удивляться: почему скрипит дверь, почему лед не тонет, почему человек не летает, почему нежная травинка прорастает через асфальт? Почему у дятла не болит голова? Почему вода камень точит? Какова природа мыльных пузырей? И т. п.

     Объяснения могут быть разные, мнения противоположные. Турнир юных физиков-экологов «Цветные стекла» в сегодняшнем варианте состоит из двух туров: очного и заочного. Задание турнира в начале учебного года рассылается по школам края и предполагает неторопливую и интересную работу в свободное время. Задачи турнира – это обычно какие-либо нерешенные в физике (и не только) вопросы экологического направления, побуждающие к объяснению странных явлений природы, конструированию приборов, проведению опытов, либо загадки типа «придумай сам». При решении задач нет ограничений в выборе литературы и старших наставников. Предпочтения отдаются физике и экологии, но не исключается применение знаний по биологии, географии, краеведению и даже литературе и праву. Работа с преподавателем приветствуется, и это обыденное явление. Многолетний опыт проведения турниров показывает, что между учителем и учеником при решении задач складываются сотворческие отношения. Причем инициатива – дело обоюдное. Когда задание выполнено, решения отправляются в оргкомитет. На очный тур обычно приглашаются все желающие. И тут начинается самое интересное – состязательная сторона встречи.

     До проведения турнира председатель жюри знакомит участников каждой команды с методикой оценки выступлений докладчика, оппонента и рецензента, а также с правилами подведения итогов турнира, на основании которых определяются победители.

     Цель турниров – вовлечение молодежи в творческую деятельность и приобщение ее к нормам и стилю работы в коллективе.

     Турнир характеризуют следующие особенности:

     – коллегиальность. В отличие от традиционных олимпиад, которые являются индивидуальным состязанием, в турнирах участвуют школьные коллективы;

     – дискуссионность, как основная форма представления участниками турнира решений предъявленных задач. Участники конкурса должны в полемике отстаивать правильность своих выводов, что предполагает глубокую осведомленность в рассматриваемом вопросе, умение быстро находить   нужные аргументы, видеть сильные и слабые стороны своего решения и решений оппонентов;

     – долговременность. Проведение турниров не сводится к сумме отдельных мероприятий. Еще во время работы над заданиями заочного коллективного конкурса в школах формируются творческие коллективы, которые активно работают вплоть до финального тура. Но и на этом их деятельность не заканчивается: в следующем году ее продолжают представители нового «поколения»;

     – участие вузов   и школ. Учителя, студенты, аспиранты, преподаватели обеспечивают организационную и содержательную стороны работы турниров. Работа вузов в турнирах не сводится лишь к профессиональной ориентации школьников. Участие студентов и аспирантов в жюри конкурса способствует приобретению навыков педагогической деятельности. Турниры юных физиков зародились на физическом факультете Московского государственного университета более 40 лет назад. Инициаторами его были Е.Н. Юносов и его единомышленники: Т.П. Корнеева, С.Д.   Варламов, А.Н. Коротков, В.Г. Бабаев, И.В. Яминский, В.В. Альминдеров и др. Председатели московских турниров - академики   Е.П. Велихов, С.М. Чудинов.

     Своеобразное развитие турниры получили в нашем крае. Здесь они проходят как турниры-конкурсы юных физиков-экологов «Цветные стекла» под девизом:

Пойми живой язык природы,

и скажешь ты: прекрасен мир!

     «Физика» в переводе с греческого означает «наука о природе». «Экология» в буквальном смысле – «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительными и животными существами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба – все это неотделимо от окружающей среды и составляет его часть. И его взаимоотношение с природой (воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратное влияние оскудевшей природы на развитие человека и общества) должно стать предметом специального изучения.

     Непосредственные организаторы турниров-конкурсов – это известные ученые и специалисты: председатель жюри А.П. Чугаев – профессор, академик, заслуженный юрист Российской Федерации, участник Великой Отечественной войны, профессора Ю.В. Ефремов, Б.Д. Елецкий, ГА. Плутахин, а также ученые: Л.Г. Саливон – заслуженный работник здравоохранения Кубани, член-корр. Российской Академии Педагогических и Социальных Наук, Д.Б. Суятин, И.Г. Чайка, И.О. Невинский, Т.В. Цветкова, В.И. Невинский, И.В. Кочубей, Ю.Н. Синицын, Е.В. Крохмаль, Р.И. Бочарова, В.Р. Тихомиров, ученый секретарь Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Н.Д. Безуглая, студенты Т.Б. Суятина, О.Г. Гапунич, художник-дизайнер А.Б. Суятина, журналист краевой газеты ”Кубань сегодня” З.И. Смаглюкова, главный редактор газеты “Экология и экономика” М.И. Гержод.

     В течение двадцати лет, начиная с 1991 года, проводятся турниры-конкурсы «Цветные стекла» учащихся школ Краснодарского края, в течение пяти лет – интеллектуальные марафоны студентов вузов г. Краснодара.

     Турниры ежегодно проходят в различных районах края: первый семинар-турнир проходил в 1991 году в пионерском лагере “Дубрава” в Северском р-не. В 1998 г. турнир был посвящен успешному завершению экспедиции “Кубанская кругосветка”, был проведен в станице Тамань. В 2000 году проходил на грязевом вулкане Шуго, недалеко от станицы Варениковской.

     Отдельные районы края проявляют большой интерес к нетрадиционным интеллектуальным соревнованиям. В 2001 году турнир был организован Динским районом, в 2002 – Каневским, в 2003 – Апшеронским.

     В 2004 – 2006 годы турнир «Цветные стекла» был проведен в уникальном месте Краснодарского края – на плато Лаго-Наки в пансионате «Серебряный ключ» и «Пихтовый бор». В 2007 - 2009 годы турниры проходили на туристической базе в г.Хадыженске Апшеронского района, а в 2010г.- в пансионате «Золотая рыбка» на берегу Черного моря в пос. Магри.

     В 1996 году программе летней творческой оздоровительной смены «Цветные стекла» на Российском конкурсе вариативных программ было присвоено звание лауреата, а в 1997 – звание лауреата с присуждением гранта. В 2005 году получена грамота-благодарность от губернатора края А.Н. Ткачева: «За содействие в реализации молодежной научно-технической политики Краснодарского края». Деятельность научно-просветительского центра «Цветные стекла» отражена в каталогах [5-7]. На международном фестивале: «Дети и экология: XXI век – самый добрый фестиваль» получена грамота по номинации «Самый добрый урок». Через интеллектуальные турниры прошло более трех тысяч детей, опубликовано более 100 работ. В издательстве «Советская Кубань» в 1999 г. опубликована книга «Интеллектуальные соревнования» [1].

     В крае сложился круг единомышленников-учителей, которые развивают и поддерживают эту необычную, нетрадиционную форму работы, приобщая детей к творчеству: Г.В. Шорникова (Славянский р-н), М.В. Устюжанина (Ейский р-н), Г.М.Солощенко (Темрюкский р-н), Н.Ф. Малая (г.Темрюк), З.Р. Захарова (г.Краснодар), М.В. Озарничук (г.Краснодар), Н.В. Шульц (пос. Прогресс, Новокубанский р-н), Н.А. Федоряка (пос.Советский, Ейский р-н), Е.Н. Афанасьева (ст. Тбилисская), Л.Д. Калантаева (ст. Медведовская), В.Л. Кришпинович (х.Упорный, Павловский р-н), Т.Г. Суслова (г. Славянск-на-Кубани), В.Н. Рябчун (ст.Спокойная, Отрадненский р-н), В.С. Лебединская (г. Лабинск), Е.А. Потылицина (пос. Зорька, Новокуб. р-н), Е.И. Высоколенко (г. Хадыженск), Рыбаченок (Беларусь, д. Слобода), Е.И. Василенко (ст. Бесскорбная, Новокуб. р-н), Р.В.Лобанова, В.А. Лобанов (ст. Старотитаровская), Н.Ш. Паукова (ст.Лениградская), О.В. Барандыч (г.Краснодар, КубГТУ, ИСТЭК), И.Ф. Черкашина (п.Заводской, Ейский р-н), Л.А. Волковская (ст. Старотитаровская) и др.

     Задачи, предложенные для турниров, имеют теоретическое и практическое значение. Например, в результате дискуссии на тему: «Экологическая   опасность выброшенных на свалку цветных и черно-белых телевизоров», возникла идея организации производства по восстановлению цветных кинескопов отечественного и импортного производства. В настоящее время предприятие по ремонту телевизоров и другой современной аппаратуры, успешно работает в г. Краснодаре, на базе предприятия развивается ряд новых направлений, идеи которых зародились на турнирах.

     Опыт организации и проведения турниров многократно обсуждался на межрегиональных, всероссийских и международных конференциях.

     Следует отметить, что описанная здесь работа по организации сотворческого процесса приносит неоценимые плоды в самоутверждении детей, стимулирует их развитие, расширяет кругозор, приумножает их знания. Это отмечено на проведенных в 2007 и в 2009 г. XII и XIV Международных научно-практических конференциях «Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения» [9] и «Актуальные проблемы экологии, экономики, социологии и пути их решения» [10].

     Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет легкой прогулкой по укатанной дорожке. Мы должны воспитывать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать по крайней мере не менее значительные трудности, чем преодолевали их отцы, деды и прадеды.

     Турниры «Цветные стекла» способствуют развитию творческих способностей учащихся, исследовательских качеств и положительно влияют на их жизненные ценности.

 

Литература

  1. Глущенко Г.Р. Интеллектуальные соревнования. – Краснодар: Советская Кубань, 1999. с. 213 – 287.
  2. Суятин Б.Д., Суятин Д.Б. Интеллектуальные соревнования – это сотрудничество и сотворчество! Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экология. Культура. Образование». – Сочи, 1997. с. 50 – 51.
  3. Гапунич О.С. Не убить любопытство! Журнал: Люди года. № 4-5 (9-10), май 2003. с.54– 58.
  4. Суятин Б.Д. Интеллектуальные турниры как средство развития творческих способностей старшеклассников: Swiat cztowieka w edukacji (Человек в мире образования) / Под научной редакцией Е. Подгурецкого, В.М. Гребенниковой, Ю.Н. Синицына. Республика Польша – Российская Федерация. Ополе-Краснодар. 2008. с. 75 – 77.
  5. Нарумов Ю.И. Цветные стекла. Журнал: Юность. №№ 10 -12, 1993.
  6. Каталог «зеленых» Кубани и Адыгеи. – Краснодар, 1998. 102 с.
  7. Экологическое образование в России. Сведения о специалистах в области экологического образования / Составитель Церцек Н.Ф. Справочно-информационные материалы. – М.: НУМЦ Госкомэкологии России,   МНЭПУ, 1997. – 108 с.
  8. Экологическое образование детей: каталог ресурсов. – М.: ИСАР, СоЭС, 2000. – 200 с.
  9. Суятин Б.Д., Синицын Ю.Н., Суятина Т.Б., Крохмаль Е.В. Проблемы формировании творческих способностей учащихся // Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения: Материалы Xll Междунар. науч.-практ. конф.: Краснодарский край, пос. Шепси. 20-24 сентября 2007 г. / Под науч. ред. профессора Г.Ю. Ризничено; Краснодар: Просвещение-Юг, 2007. с. 380 – 383.
  10. Актуальные проблемы экологии, экономики, социологии и пути их решения:Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф.: Краснодарский край, пос. Шепси. 20-24 сентября 2009 г. / Под науч. ред. Б.Д. Суятина, И.В. Кочубея; Кубанский государственный университет.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. с. 260-282. Т.1.-342 с.: ил., [8] c. Цв. вклеек. Т. 2 – 130 с: ил.

 

 

Вы являлись участником ТЮФЭ ?

Тогда загляните в соответствующий раздел сайта и Вы сможете увидеть себя на фотографиях участников турнира, посмотреть наиболее интересные работы ребят. Вам есть что рассказать о турнире, в котором участвовали? У Вас есть фотографии которых нет на сайте? Тогда помогите нам в оформлении разделов ТЮФЭ с 1991 по 2017 годы. Присылайте свои материалы: отсканированные грамоты победителей и участников турниров на sergey@ilyukhin.ru



Наверх

Партнеры

Турнир юных естествоиспытателей

Турнир юных естествоиспытателей


Турклуб имени Раисы Ивановны Бочаровой

Турклуб имени
Раисы Ивановны Бочаровой


Фониатрический кабинет Саливона Леонида Григорьевича

Фониатрический кабинет
Саливона Леонида Григорьевича

Разработка сайтов http://web-kotik.ilyukhin.ru/
© ТЮФЭ «Цветные стёкла» 1991-2016 г.г. | Карта сайта | Разработка сайта ilyukhin.ru